Задача 33 Логарифмы, Тригонометрия, Корни, Уравнения
Найдите значение параметра а, при котором корень уравнения $\lg(\sin5\pi x)=\sqrt{16+a-x}$ принадлежит промежутку $\left(\frac{3}{2};2\right)$
Решение
Казалось бы, в школе вы таких уравнений, где в одной части логарифм, а в другой – корень, вы не решали. Задачи подобного типа из года в год встречаются в ЗНО и решаются с помощью логических рассуждений об областях значений левой и правой части.
Посмотрим на правую часть уравнения. Может ли она быть любой, или принимает только ограниченное множество значений? Т.к. это корень, то он неотрицателен: $\sqrt{16+a-x}\geq 0$
Теперь к левой части, разберём её по шага. Во-первых, синус принимает значения только между -1 и 1: $-1\leq\sin5\pi x \leq 1$
А логарифм числа, меньшего единицы, будет меньше нуля (или вовсе не существовать, если аргумент окажется отрицательным), так что для правой части имеем:
$\lg(\sin5\pi x)\leq 0$
Смотрите, что получается. Левая часть меньше, или равна нулю. А правая часть больше или равна нулю. Значит, равенство между левой и правой частями достигается только тогда, когда они одновременно будут равны нулю.
Поэтому исходное уравнение превращается в два:
$\lg(\sin5\pi x)=0$
$\sqrt{16+a-x}=0$
Как их решать по отдельности, в школьном курсе рассматривалось. Поехали!
Первое:
$\lg(\sin5\pi x)=0$
$\sin5\pi x=1$
$5\pi x=\frac{\pi}{2}+2\pi n, n\in Z$
$ x=\frac{1}{10}+\frac{2}{5} n, n\in Z$
$ x=0,1+0,4 n, n\in Z$
Второе:
$\sqrt{16+a-x}=0$
16 + a – x = 0
x = 16 + a
Приравниваем выражения для x:
$ 16 + a =0,1+0,4 n, n\in Z$
$ a =-15,9+0,4 n, n\in Z$
Теперь учтём требование того, чтобы х был в промежутке (1,5; 2). Т.к. x = 16 + a, то а = x - 16 и $a\in (-14,5;-14)$
Вот у нас 2 выражения для а:
$ a =-15,9+0,4 n, n\in Z$
$a\in (-14,5;-14)$
Надо подобрать такое целое n, чтобы выражение -15,9+0,4 n попало в промежуток (-14,5;-14). Тогда мы найдём нужное значение а.
Пробуем:
n = 0 => a = -15,9 – не подходит.
n = 1 => a = -15,5 – не подходит.
n = 2 => a = -15,1 – не подходит.
n = 3 => a = -14,7 – не подходит.
n = 4 => a = -14,3 – подошло!
Вот это и будет ответом.
Ответ: -14,3
Не могу не поделиться трогательной картинкой, которой сопроводила свою попытку решить
эту задачу ученица, чей бланк заданий я скопировал. Как видите, причин плакать тут нет. Задача хоть и, пожалуй, самая объёмная, тем не менее, решаемая без особых сложностей
P.S. Спасибо большое читателям, указавшим на ошибку в последнем действии!
Найдите значение параметра а, при котором корень уравнения $\lg(\sin5\pi x)=\sqrt{16+a-x}$ принадлежит промежутку $\left(\frac{3}{2};2\right)$
Решение
Казалось бы, в школе вы таких уравнений, где в одной части логарифм, а в другой – корень, вы не решали. Задачи подобного типа из года в год встречаются в ЗНО и решаются с помощью логических рассуждений об областях значений левой и правой части.
Посмотрим на правую часть уравнения. Может ли она быть любой, или принимает только ограниченное множество значений? Т.к. это корень, то он неотрицателен: $\sqrt{16+a-x}\geq 0$
Теперь к левой части, разберём её по шага. Во-первых, синус принимает значения только между -1 и 1: $-1\leq\sin5\pi x \leq 1$
А логарифм числа, меньшего единицы, будет меньше нуля (или вовсе не существовать, если аргумент окажется отрицательным), так что для правой части имеем:
$\lg(\sin5\pi x)\leq 0$
Смотрите, что получается. Левая часть меньше, или равна нулю. А правая часть больше или равна нулю. Значит, равенство между левой и правой частями достигается только тогда, когда они одновременно будут равны нулю.
Поэтому исходное уравнение превращается в два:
$\lg(\sin5\pi x)=0$
$\sqrt{16+a-x}=0$
Как их решать по отдельности, в школьном курсе рассматривалось. Поехали!
Первое:
$\lg(\sin5\pi x)=0$
$\sin5\pi x=1$
$5\pi x=\frac{\pi}{2}+2\pi n, n\in Z$
$ x=\frac{1}{10}+\frac{2}{5} n, n\in Z$
$ x=0,1+0,4 n, n\in Z$
Второе:
$\sqrt{16+a-x}=0$
16 + a – x = 0
x = 16 + a
Приравниваем выражения для x:
$ 16 + a =0,1+0,4 n, n\in Z$
$ a =-15,9+0,4 n, n\in Z$
Теперь учтём требование того, чтобы х был в промежутке (1,5; 2). Т.к. x = 16 + a, то а = x - 16 и $a\in (-14,5;-14)$
Вот у нас 2 выражения для а:
$ a =-15,9+0,4 n, n\in Z$
$a\in (-14,5;-14)$
Надо подобрать такое целое n, чтобы выражение -15,9+0,4 n попало в промежуток (-14,5;-14). Тогда мы найдём нужное значение а.
Пробуем:
n = 0 => a = -15,9 – не подходит.
n = 1 => a = -15,5 – не подходит.
n = 2 => a = -15,1 – не подходит.
n = 3 => a = -14,7 – не подходит.
n = 4 => a = -14,3 – подошло!
Вот это и будет ответом.
Ответ: -14,3
Не могу не поделиться трогательной картинкой, которой сопроводила свою попытку решить
эту задачу ученица, чей бланк заданий я скопировал. Как видите, причин плакать тут нет. Задача хоть и, пожалуй, самая объёмная, тем не менее, решаемая без особых сложностей
P.S. Спасибо большое читателям, указавшим на ошибку в последнем действии!
ответ неверный, должно быть -14.3, ошибка в самом конце, -15.9+4*0.4=-14.3 а не -14.2
ОтветитьУдалитьАа, точно, спасибо большое!
УдалитьВаш розв'язок правильний і повний, однак відповідь невірна). Наприкінці допущена арифметична помилка:
ОтветитьУдалитьа=-15,9+0,4*4=-14,3. Вірна відповідь: -14,3.
Виправте, будь ласка.
PS. Малюнок дівчинки в зошиті дуже зворушливий... Бажаю їй і всім абітурієнтам успішного вступу до ВНЗ!
З повагою.
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьТак, дійсно, дуже дякую :)
УдалитьВы немного перемудрили. Оценивать ( попадание в заданный промежуток) надо было решения первого уравнения, НЕ ЗАВИСЯЩИЕ от параметра. Там немедленно следует, что 4*к строго зажато между 14 и 19. С учетом, что к - целое, понятно, что 4*к = 16, к=4 и тогда единственный подходящий корень первого уравнения х=1,7. А далее соответствующее значение параметра находим уже из второго уравнения.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьТук-тук. Снова я:) Чтобы стать Вашим "постоянным читателем", пришлось даже завести аккаунт. Вы не против "постоянного читателя"? :).
УдалитьЕсли в этой задаче идти вышеизложенным путем (а именно его имел в виду, по всей вероятности, и Дмитрий П., говоря об "очевидном корне"), то решение выглядит совсем КОРОТКО.
Навіть здогадуюсь, чому Ви її випадково допустили - спочатку вирішили задачу усно, розуміючи, що на заданому проміжку змінної х тільки sin(8,5Pі)=1 при х=1,7, тримали в умі єдиноможливий корінь заданого рівняння х=1,7 і потім при написанні розгорнутого рішення автоматично відняли саме від нього (а не від 4*0,4) число 15,9, що фігурує у наведеному розв'язку, тоді як при вищезгаданому усному рішенні треба віднімати 16, вирішуючи просте рівняння 16+а-1,7=0.
ОтветитьУдалить:)))
Красавчик. Я так же решал.
УдалитьТам можно не "розуміти", а именно решить элементарную систему неравенств относительно n в целых числах:)
УдалитьХотя "розуміти" тоже конечно же можно:)