воскресенье, 9 июня 2013 г.

Программа внешнего независимого оценивания по математике

Цель ЗНО по математике:
Оценить степень готовности участников тестирования с целью конкурсного отбора для обучения высших учебных заведениях.

Задачи внешнего независимого оценивания по математике состоят в том, чтобы оценить знания и умения участников:

- Строить математические модели реальных объектов, процессов и явлений, и исследовать эти модели средствами математики;
- Выполнять математические расчеты (выполнять действия с числами, представленными в разных формах, действия с процентами, составлять и решать задачи на пропорции, приближенные вычисления и др.);
- Выполнять преобразования выражений (понимать смысловое значение каждого элемента выражения, находить допустимые значения переменных, находить числовые значения выражений при заданных значениях переменных и др.);
- Строить и анализировать графики простейших функциональных зависимостей, исследовать иx свойства;
- Решать уравнения, нepавенства и их системы, решать текстовые задачи с помощью уравнений, неравенств и иx систем;
- Находить на рисунках геометрические фигуры и устанавливать иx свойства;
- Находить количественные  характеристики геометрических фигур (длины, величины кyтiв, площади, объемы);
- Решать простейшие комбинаторные задачи и вычислять вероятности случайных событий;
- Анализировать информацию, которая представлена в графической, табличной, текстовой и иных формах.
В тексте требований ссылки на разобранные задачи по этой тематике

Название раздела, темы
Ученик должен знать
Предметные умения и способы учебной деятельности
АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА
Раздел: ЧИСЛА И ВЫРАЖЕНИЯ
Действительные числа (натуральные, целые, рациональные и иррациональные), их сравнение и действия с ними.Числовые множества и соотношения между ними - Свойства действий с вещественными числами;
- Правила сравнения вещественных чисел;
- Признаки делимости натуральных чисел на 2, 3, 5, 9, 10;
- Правила округления целых чисел и десятичных дробей;
- Определение корня n-й степени и арифметического корня n-й степени;
- Свойства кopней;
- Определение степени с натуральным, целым и рациональным показателями, их свойства;
- Числовые промежутки;
- Модуль действительного числа и его свойства
- Различать виды чисел и числовых промежутков;
- Сравнивать действительные числа;
- Выполнять действия с действительными числами;
- Использовать признаки делимости;
- Находить неполное частное и остаток от деления одного натурального числа на другое;
- Превращать обыкновенную дробь в десятичную и бесконечную периодическую десятичную дробь - в обычную;
- Округлять целые числа и десятичные дроби;
- Использовать свойства модуля для решения задач
Отношения и пропорции Проценты. Основные задачи на проценты - Отношения, пропорции;
- Основное свойство пропорции;
- Определение процента;
- Правила выполнения процентных расчетов
- Находить отношение чисел в виде процента, процент от числа, число по значению его процента;
- Решать задачи на процентные соотношения и пропорции
Рациональные, иррациональные, степенные, показательные, логарифмические, тригонометрические выражения и их преобразования - Определение области допустимых значений переменных выражения с переменными;
- Определение тождественно равных выражений, тождественного преобразования выражения, тождества;
- Определение одночлена и многочлена;
- Правила сложения, вычитания и умножения одночленов и многочленов;
- Формулы сокращенного умножения;
- Разложение многочлена на множители;
- Определение алгебраической дроби;
- Правила выполнения действий с алгебраическими дробями;
- Определение и свойства логарифма, десятичный и натуральный логарифмы;
- Основное логарифмическое тождество;
- Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса числового аргумента;
- Основное тригонометрическое тождество и следствия из него;
- Формулы приведения;
- Формулы сложения и следствия из них
- Выполнять тождественные преобразования рациональных, иррациональних, степенных, показательных, логарифмических, тригонометрических выражений и находить их числовое значение при заданных значениях переменных
Раздел: УРАВНЕНИЯ, НEPАВЕHCТВА И
ИХ СИСТЕМЫ
Линейные, квaдpaтные, рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, неpавенства и иx системы.Применение уравнений, неравенств и иx систем к решению текстовых задач - Уравнение с одним неизвестным, определение корня (решения) уравнения с одним неизвестным;
- Нepавенство с одной переменной, определение решения нepавенcтва с одной переменной;
- Определение решения системы уравнений с двумя переменными и методы их решений;
- Равносильные уравнения, неравенства и их системы;
- Методы решения рациональных, иррациональных, показательных, логарифмическая, тригонометрических уравнений
- Решать уравнения и нepавенcтва первой и второй степеней, а также уравнения и нepавенcтва, сводящиеся к ним;
- Решать системы уравнений и неравенств первой и второй степени, а также сводящиеся к ним;
- Решать уравнения и нepавенcтва, содержащие степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические выражения;
- Решать уравнения, содержащие тригонометрические выражения;
- Решать иррациональные уравнения;
- Применять общие методы и приемы (разложение на множители, замена переменной, применение свойств функций) в процессе решения уравнений, неравенств и систем;
- Пользоваться графическим методом решения и исследования уравнений, неравенств и систем;
- Применять уравнения, нepавенcтва и системы к решению текстовых задач;
- Решать уравнения и нepавенcтва, содержащие переменную под знаком модуля;
- Решать уравнения, нepавенcтва и системы с параметрами
Раздел: ФУНКЦИИ
Линейные, квадратичные, степенные, показательные, логарифмические и триroнометричнi функции, их основные свойства. Числовые последовательности - Определение функции, область определения, область значений функции, график функции;
- Способы задания функций, основные свойства и графики функций, указанных в названии темы;
- Определение функции, обратной к заданной;
- Определение арифметической и геометрической прогрессии;
- Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессии;
- Формулы суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии;
- Формула суммы бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем | q | <1
- Находить область определения, область значений функции;
- Исследовать на четность (нечетность), периодичность функцию;
- Строить графики элементарных функций, указанных в названии темы;
- Устанавливать свойства числовых функций, заданных формулой или графиком;
- Использовать преобразования графиков функций;
- Решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии
Производная функции, ее геометрический и физический смысл. Производные элементарных функций. Правила дифференцирования - Уравнение касательной к графику функции в точке;
- Определение производной функции в точке;
- Физический и геометрический смысл производной;
- Таблица производных элементарных функций;
- Правила нахождения производной суммы, произведения, частного двух функций;
- Правило нахождения производной сложной функции
- Находить угловой коэффициент и угол наклона касательной к графику функции в точке;
- Находить производные элементарных функций;
- Находить числовое значение производной функции в точке для заданного значения аргумента;
- Находить производную суммы, произведения и частного двух функций;
- Находить производную сложной функции;
- Решать задачи с использованием геометрического и физического смысла производной
Исследование функции с помощью производной. Построение графиков функций - Достаточное условие возрастания (убывания) функции на промежутке;
- Экстремумы функции;
- Определение наибольшего и наименьшоro значений функции
- Находить промежутки монотонности функции;
- Находить экстремумы функции с помощью производной, наибольшее и наименьшее значения функции;
- Исследовать функции с помощью производной и строить их графики;
- Решать прикладные задачи на нахождение наибольших и наименьших значений
Первообразная и определенный интеграл. Применение определенного интеграла к вычислению площадей криволинейных трапеций - Определение первообразной функции, определенного интеграла, криволинейной трапеции;
- Таблица первообразных функций;
- Правила нахождения первообразных;
- Формула Ньютона - Лейбница
- Находить первообразную, используя ее основные свойства;
- Применять формулу Ньютона-Лейбница для вычисления определенного интеграла;
- Вычислять площадь криволинейной трапеции с помощью интеграла;
- Решать простейшие прикладные задачи, сводящиеся к нахождению интеграла
Раздел:ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, НАЧАЛ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ
Перестановки (без повторений).Комбинаторные правила суммы и произведения. Вероятность случайного события.Характеристики выборки - Определение перестановки (без повторений);
- Комбинаторные правила суммы и произведения;
- Классическое определение вероятности события, простейшие случаи подсчета вероятностей событий;
- Определение выборочных характеристик рядов данных (размер выборки, мода, медиана, среднее значение);
- Графическая, табличная, текстовая и другие формы представления статистической информации
- Решать простейшие комбинаторные задачи;
- Вычислять в простейших случаях вероятности случайных событий;
- Вычислять и анализировать выборочные характеристики рядов данных (размер выборки, мода, медиана, среднее значение)
Название раздела, темы
Ученик должен знать
Предметные умения и способы учебной деятельности
ГЕОМЕТРИЯ
Раздел: ПЛАНИIМЕТРИЯ
Простейшие геометрические фигуры на плоскости и их свойства - Понятие точки и прямой, луча, отрезка, ломаной, угла;
- Аксиомы планиметрии;
- Смежные и вертикальные углы, биссектриса угла;
- Свойства смежных и вертикальных углов;
- Свойство биссектрисы угла;
- Параллельные и перпендикулярные прямые;
- Перпендикуляр и наклонная, срединный перпендикуляр, расстояние от точки до прямой;
- Признаки параллельности прямых;
- Теорема Фалеса, обобщенная теорема Фалеса
- Применять определения, функции и свойства простейших геометрических фигур к решению планиметрических задач и задач практического содержания
Круг и окружность - Круг, окружность и их элементы;
- Центральные, вписанные углы и их свойства;
- Свойства двух пересекающихся хорд;
- Касательные к окружности и их свойства
- Применять полученные знания к решению планиметрических задач и задач практического содержания
Треугольники - Виды треугольников и их основные свойства;
- Признаки равенства треугольников;
- Медиана, биссектриса, высота и их свойства;
- Теорема о сумме углов треугольника;
- Неравенство треугольника;
- Средняя линия треугольника и ее свойства;
- Окружность, описанная вокруг треугольника, и окружность, вписанная в треугольник;
- Теорема Пифагора, пропорциональные отрезки прямоугольного треугольника;
- Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
- Теорема синусов;
- Теорема косинусов
- Классифицировать треугольники по сторонам и углами;
- Решать треугольники;
- Применять определения и свойства различных видов треугольников к решению планиметрических задач и задач практического содержания;
- Находить радиусы окружности, описанной около треугольника, и окружности, вписанной в треугольник
Четырехугольник - Четырехугольник и его элементы;
- Параллелограмм и его свойства;
- Признаки параллелограмма;
- Прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция и их свойства;
- Средняя линия трапеции и ее свойство;
- Вписаные в окружность и описанные около неё четырехугольники
- Применять определения, признаки и свойства различных видов четырехугольников к решению планиметрических задач и задач практического содержания
Многоугольники - Многоугольник и его элементы, выпуклый многоугольник;
- Периметр многоугольника;
- Сумма углов выпуклого многоугольника;
- Правильный многоугольник и его свойства;
- Вписаные в окружность и описанные около неё многоугольники
- Применять определения и свойства многоугольников к решению планиметрических задач и задач практического содержания
Геометрические величины и их измерение - Длина отрезка, окружности и ее дуги;
- Величина угла, измерения углов;
- Периметр многоугольника;
- Формулы для вычисления площади треугольника, параллелограмма, ромба, квадрата, трапеции, правильного многоугольника, круга, кругового сектора
- Находить длины отрезков, гpaдycные и радианные меры yглов, площади геометрических фигур;
- Вычислять длину окружности и ее дуги, площадь круга, кругового сектора;
- Использовать формулы площади для решения планиметрических задач и задач практического содержания
Координаты и векторы на плоскости - Прямоугольная система координат на плоскости, координаты точки;
- Формула для вычисления расстояния между двумя точками и формула для вычисления координат середины отрезка;
- Уравнение прямой и окружности;
- Понятие вектора, длина вектора, коллинеарные векторы, равные векторы, координаты вектора;
- Сложение, вычитание векторов, умножение вектора на число;
- Разложение вектора по двум неколлинеарным векторами;
- Скалярное произведение векторов и его свойства;
- Формула для нахождения угла между векторами, заданных координатами;
- Условия коллинеарности и перпендикулярности векторов, заданных координатами
- Находить координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками;
- Составлять уравнения прямой и уравнение окружности;
- Выполнять действия с векторами;
- Находить скалярное произведение векторов;
- Применять координаты и векторы к решению планиметрических задач и задач практического содержания
Геометрические преобразования - Основные виды и суть геометрических преобразований на плоскости (движение, симметрия относительно точки и относительно прямой, поворот, параллельный перенос, преобразование подобия, гомотетия);
- Признаки подобия треугольников;
- Отношение площадей подобных фигур
- Использовать свойства основных видов геометрических преобразований, признаки подобия треугольников для решения планиметрических задач и задач практического содержания
Раздел: СТЕРЕОМЕТРИЯ
Прямые и плоскости в пространстве - Аксиомы и теоремы cтepeoмeтpии;
- Взаимное расположение прямых в пространстве, прямой и плоскости в пространстве, плоскостей в пространстве;
- Признаки параллельности прямых, прямой и плоскости, плоскостей;
- Параллельное проектирование;
- Признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей;
- Проекция наклонной на плоскость, ортогональная проекция;
- Прямая и обратная теоремы о трех перпендикулярах;
- Расстояние от точки до плоскости, от точки до прямой, от прямой до параллельной ей плоскости, между параллельными прямыми, между параллельными плоскостями, между скрещивающимися прямыми;
- Признак скрещивающихся прямых;
- Угол между прямыми, прямой и плоскостью, плоскостями
- Применять определения, функции и свойства параллельных и перпендикулярных прямых и плоскостей при решении стереометрических задач и задач практического содержания;
- Находить указанные расстояния и величины углов в пространстве
Многогранники, тела и поверхности вращения - Двугранный угол, линейный угол двугранного угла;
- Многогранники и их элементы, основные виды многогранников: призма, параллелепипед, пирамида, усечённая пирамида;
- Тела и поверхности вращения и их элементы, основные виды тел и поверхностей вращения: цилиндр, конус, усеченный конус, шар, сфера;
- Сечения многогранников и тел вращения плоскостью;
- Комбинации геометрических тел;
- Формулы для вычисления площадей поверхностей, объемов многогранников иi тел вращения
- Решать задачи на вычисление площадей поверхностей и объемов геометрических тел;
- Устанавливать по развертке поверхности вид геометрического тела;
- Применять определения и свойства основных видов многогранников, тел и поверхностей вращения к решению стереометрических задач и задач практического содержания
Координаты и векторы в пространстве - Прямоугольная система координат в пространстве, координаты точки;
- Формула для вычисления расстояния между двумя точками и формула для вычисления координат середины отрезка;
- Понятие вектора, длина вектора, коллинеарные векторы, равные векторы, координаты вектора;
- Сложение, вычитание векторов, умножение вектора на число;
- Скалярное произведение векторов и его свойства;
- Формула для нахождения угла между векторами, заданных координатами;
- Условия коллинеарности и перпендикулярности векторов, заданных координатами
- Находить координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками;
- Выполнять действия с векторами;
- Находить скалярное произведение векторов;
- Применять координаты и векторы к решению стереометрических задач и задач практического содержания

Комментариев нет:

Отправить комментарий